Металлопоиск с Garrett ace 250


Обновлено:

Воскресенье, 11.12.2011 10:32

 XP Deus металлоискатель. Отзывы. Тесты. Видео


бесплатный счетчик посещений
бесплатный счетчик посещений

 

web stats stat24.ru

Старинные карты губерний Российской империи

на развитие сайта
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Купить металлоискатель Garrett ace 250 за 12 240 руб. + доставка в подарок!

Надеюсь не будет воспринято как банальность
добавлюсь из личного опыта:

1. чистить медь и бронзу - Силит Бэнг
от 1 до 40 минут (в среднем 5 минут).

2 вариант - электролиз - любой блок питания (может у кого приставки игровые старые остались) на 9 = 12 вольт
плюс на монету (к примеру) минус в емкость с соленой водой (1 столовая ложка на 200-300гр)
ну и кипятим потом счищаем обрезанной зубной щеткой зелень и прочую гадость, и смотрим надо еще кипятить или нет.

далее после сих действий (самый простой способ патинирования- общедоступен)

покупаем - марганцовку в аптеке и медный купорос в любом строительном магазине. (как разбавлять попозже добавлю)
смешиваем

сей кровавой жидкостью покрываем то что хотим восстановить, без рек, просто обмочили кисточкой (заранее украденной у ребенка из красок )
через минут 5 это высохнет, наносим 2 ,3 и так далее слои до тех пор пока вид не будет нас удовлетворять.

далее (особенно для монет) берется войлок (от валенка у деда ) или такие цветные губки для мытья посуды с 2 слоями, и стираем наиболее грубой поверхностью буквы, цифры и т.д. (будет офигенно), только аккуратно, чтобы не задеть основной слой патины.

ну и в завершении Лак МЦ помоему тоже попозже напишу, его нужно будет разбавить с водой чтоб не очень блестел и покрыть то с чем вы до этого мучались.

покрывать одновременно можно только сторону, для монет в частности касается, т.е. по очереди.
Автор: Anticue http://kartoved.ru/forum/

Не первый год пользую трилон Б- доволен.

раствор - 1 к 10. если нужно ускорение - слегка подогревать - батареи достаточно. через 2-4 часа - промыть водой (слегка очищая растворённые окислы - я обычно руками) и положить в тот же раствор ещё на столько же. и так до вычищения. раствор менять только в случае очень сильного окисления - что встречается не часто.
медь краснеет наверняка - патинирование делать раствором медного купороса (10%) и марганца (5%). покрывается патиной прямо на глазах - то есть нужно самому решить какой цвет приемлем. после покрытие парафином для консервации.
Аввтор: Kotka http://kartoved.ru/forum/

Советы по самостоятельной реставрации

Как мы уже говорили, все находки для оценки должны быть предъявлены специалистам, но вот настал такой момент, когда у вас скопилось какое-то количество старинных предметов, которые не нужно сдавать государству, которыми не заинтересовались музеи и коллекционеры, и вы начинаете подумывать, как бы их получше представить в домашнем музее. Вот тут и встает вопрос об элементарной реставрации. Предлагаю вам несколько простых приемов восстановления и очистки таких предметов.
Некоторые находки могут быть изготовлены из кости или близкого по составу другого органического материала. Кость лучше всего сохраняется во влажном грунте. По извлечении предмета из земли его, первым делом, следует кисточкой отмыть от грязи и просушить, оберегая от солнечных лучей и чрезмерно быстрого высыхания, иначе, из-за разности сил внутреннего напряжения поверхностных и глубинных слоев, могут появиться трещины. После такой сушки, скажем, под слоем оберточной бумаги, изделие нужно покрыть слоем воска, или клея, или лака на основе синтетических смол. Такой прием, по мнению реставраторов, надежно законсервирует находку до лучших времен, когда ей будет оказана более квалифицированная помощь - если таковая показана. В случае расслаивания костной поверхности или наличия трещин после просушки следует пропитать изделие большим количеством клея БФ или синтетических смол, не впитавшиеся излишки удаляются тампоном с растворителем.
Находки из кожи также очищаются от грязи в теплой воде при помощи мягких щеток, сухую кожу размачивают до приобретения ею эластичности. Затем кожу сушат, тщательно расправив ее на доске и закрепив булавками. Можно сушить кожу и между двумя досками под грузом. Для восстановления эластичности кожу пропитывают касторовым маслом, причем делать это нужно до ее окончательного высыхания. Кожу расстилают на доске, и на нее масло наносится ватным тампоном, завернутым в марлю, осторожными круговыми движениями; по мере впитывания наносится очередная порция масла. Время от времени, для улучшения проникновения масла в поры кожи, ее слегка мнут руками. После достаточного насыщения маслом кожу вновь крепят на доске или помещают под груз между двумя досками. Другой способ размягчения кожи рекомендуется В. М. Фармаковским в работе «Консервация и реставрация музейных коллекций» (М., 1947 г.): кожа вымачивается в 5% растворе поваренной соли, куда вводится глицерин до 50% объема раствора. Излишняя влага удаляется с поверхности, а глицерин остается в порах кожи. Вместо вымачивания автор рекомендует продолжительное время выдержать кожу в эмульсии, состоящей из 50 частей воды, 30 частей этилового спирта, 20 частей касторового масла и 4 частей тимола. Тимол предварительно растворяют в спирте. После этой операции кожу подсушивают и пропитывают копытным маслом.
Деревянные предметы плохо сохраняются в земле, особенно это касается сухого грунта. Мягкие лиственные породы сильно пропитываются влагой, а при высыхании на воздухе быстро теряют в объеме, коробятся, поэтому транспортировать их надо увлажненными. Можно попытаться самостоятельно отреставрировать изделия из твердых пород дерева; особенно хорошо сохраняется можжевеловая, самшитовая и дубовая древесина. В начале предмет очищается кистью в воде, затем обсушивается мягкой тканью и пропитывается одним из следующих антисептических растворов: 4% раствором формалина, 10% раствором тимола или 2% раствором марганцовки. При сушке дерева основная задача реставратора - максимально удлинить этот процесс и добиться равномерности высыхания внутренних и поверхностных слоев, что, в свою очередь, послужит сохранению формы и убережет изделие от коробления и трещин. Самое простое средство - завернуть изделие в несколько слоев вощеной бумаги. При возможности изделие зажимается в тисках, но более надежным способом является сушка дерева в специально приготовленной гипсовой форме или под 4-5 слоями 5% поливинилбутероля. После полного высыхания дерева его нужно законсервировать, для чего применяется клей БФ-6; не впитавшиеся излишки клея снимаются ватным тампоном, пропитанным соответствующим растворителем.
Изделия из стекла представляют большой интерес для искателя-любителя: обилие стеклодувных мастерских прошлых веков породило множество нетрадиционных для наших дней форм бытовых стеклянных предметов, украшенных гербами, фамилиями и попросту затейливыми завитками. Прежде всего, стекло промывается щетками и ершиками в проточной воде. От пребывания во влажной среде поверхность стекла часто мутнеет, поверхность покрывается микротрещинами и раковинами. Для удаления некоторых из перечисленных дефектов специалисты рекомендуют следующий прием: стекло замачивается в 1% растворе серной или муравьиной кислоты, затем тщательно промывается водой. В работе О. И. Домбовского упоминается следующий способ очистки стекла: изделие кипятится в дистиллированной воде вместе с отмученным кварцевым песком в соотношении 1:3. Кипячение проводится до полного удаления иризованых участков под контролем увеличительной оптики. Чтобы удалить внедрившиеся в поверхность частички песка, проводятся еще два кипячения в чистой воде. Можно удалить оптические дефекты стекла нанесением мастичного лака, с последующим удалением излишков лака скипидаром или толуолом.
Эмаль на металлических поверхностях чистится 10% раствором муравьиной кислоты, промывается, сушится и закрепляется канадским бальзамом.
Керамические изделия можно подразделить на две большие группы - плохого и хорошего обжига. Керамика хорошего обжига - более плотная и сохраняется лучше, ее легче очищать, потому что можно промывать в проточной воде кисточкой. Слои извести удаляются 35% раствором соляной кислоты, который можно приобрести в аптеках. После кислотного разрыхления известкового слоя его смывают струей холодной воды и сушат изделие. При необходимости закрепления керамику покрывают клеями БФ-2, БФ-4, БФ-6, 10% спиртовым раствором шелака или 55% спирто-бензольным раствором поливинилбутероля. После удаления излишков пропитки изделие досушивается на воздухе. Для улучшения качества пропитки раствор можно подогреть до 30°С, соблюдая при этом правила пожарной безопасности.
Наличие в слоях окисла серебра зеленого цвета говорит о низкопробности металла; черные и фиолетовые окислы, наоборот, говорят о чистоте серебра. Серебро чистится 20% муравьиной кислотой, подогретой до 60°С до полного растворения окислов. В случае необходимости, по мере растворения окислов, некоторые участки можно чистить щетинной щеткой, памятуя, что чистое серебро - мягкий металл, и на поверхности изделия могут остаться царапины. Электрохимический способ применяется, как и для очистки бронзы. После удаления окислов изделие дважды кипятится в чистой воде, протирается тканью, а затем - красной (чернильной) резинкой. Желательна также получасовая экспозиция серебра в неразведенном спирте. Затем изделие можно покрыть тонким слоем парафина, предохраняющего серебро от сероводорода, постоянно присутствующего в воздухе.
Некоторые посеребренные изделия имеют дефекты покрытия, в таком случае поврежденный участок нужно отшлифовать при помощи абразивов и вновь посеребрить изделие.
Перед серебрением поверхности из любых материалов должны быть обезжирены и промыты в теплой и проточной холодной воде, а детали из диэлектриков - сенсибилизированы в течение 1-1,0 минут в растворе, содержащем, чаще всего, 10-25 г/л двухлористого олова и 40-60 г/л концентрированной соляной кислоты, и промыты в обессоленной воде.
Для серебрения медных и латунных деталей предложен раствор, который можно неограниченно долго хранить до и после многократной эксплуатации. Состав его, г/л:
Серебро азотнокислое AgNO3..................26-52
Кислота лимонная H3C6H5O7 x H2O......60-240
Тиомочевина (NH2)2CS............................40-80

Осаждение ведут при температуре 18-25°С и непрерывном перемешивании раствора. Скорость нанесения покрытия достигает 1 мкм/мин.
Раствор обеспечивает получение покрытий, прочно сцепленных с основой. Истощение раствора не ведет к его распаду, а лишь замедляет скорость осаждения, причем качество покрытия при этом не ухудшается.
Бронзовые предметы не все нуждаются в очистке. Если ваша находка покрыта равномерным, однотонным и плотным слоем тонкой темной патины, то это явление лишь подчеркивает возраст изделия и придает ему особый шарм. Если на слое патины все-таки есть участки, пораженные иными видами окислов, то эти очаги осторожно удаляют механическим путем. Однажды я удалял такие участки, предварительно пропитав их веретенным маслом и пользовался пластиковыми шпателями. Опыт увенчался успехом. Если участки грубых окислов значительны, то специалисты рекомендуют в таком случае применить химический способ очистки. Для этого изделие обезжиривается органическим растворителем, участки, не подвергаемые расчистке, покрываются воском, а на обрабатываемые поверхности наносится 15% раствор муравьиной кислоты. От этой кислоты бронза может приобрести красноватый оттенок, который легко удаляется 20% раствором едкого натра в присутствии цинка, раствор должен быть горячим. Если изделие все покрыто толстым неровным слоем окислов, то оно полностью погружается в разогретый до 70° С раствор муравьиной кислоты. Можно применять и 10% раствор уксусной кислоты, 2% раствор серной кислоты или 20% раствор углекислого аммония. После химической обработки необходимо 3-4 раза прокипятить изделие в чистой воде, каждый раз меняя воду, затем желательно выдержать полчаса в спирте, тщательно высушить в сушильном шкафу и, во избежание новой коррозии, покрыть защитным слоем. Иногда расчистка происходит крайне медленно из-за толстого и плотного слоя окислов, в таком случае можно применить электрохимический метод расчистки. Изделие очищается от грязи и помещается в эмалированную посуду, где дно покрыто тонким слоем рафинированного цинка или цинковой пластиной. Рафинированный цинк можно получить, вливая расплав цинка тонкой струей в воду. Затем изделие сверху засыпается цинком или накрывается второй цинковой пластиной и заливается 10% раствором едкого калия или едкого натра на 2-3 сантиметра выше уровня верхней цинковой пластины. Поверхность изделия начинает восстанавливаться, являясь анодом. Процесс этот длителен - 18-20 часов. Его можно значительно ускорить, доведя раствор до кипения, но при этом пары едких щелочей должны удаляться хорошей вытяжной системой. Сами по себе щелочи - вещества весьма агрессивные по отношению ко многим материалам, будьте осторожны!
В случае работы с горячим электролитом бронзовые предметы ревизуют при помощи лупы каждые 5-10 минут, а по окончании процесса погружают на пару минут в 1% раствор уксусной кислоты для нейтрализации щелочи, а затем тщательно промывают изделия указанным выше способом. Оставшийся электролит сливают в бутыль, его можно использовать вторично. Разрыхленные окислы снимаются механическим путем еще до сушки изделия. В случае, если бронза покрылась серым налетом от пребывания в электрохимической ванне, то изделие следует погрузить на короткое время в рабочий раствор муравьиной кислоты.
Для возвращения блеска потускневшему жемчугу известный русский исследователь драгоценных камней XIX века М. И. Пыляев советовал:
1) промывать его в соленой воде или обрабатывать углекислым калием, а затем - эфиром,
2) промывать в слабом растворе мыльной воды и после полировать смоченными в соляной кислоте отрубями либо пробковой мукой.
Ювелир Г. Смит, автор книги «Драгоценные камни», для восстановления блеска жемчужин рекомендовал погружать их в раствор винилацетата или в масло. В наше время ювелиры «оживляют» жемчуг, обрабатывая его слабым раствором соляной и уксусной кислот. С очень ценных жемчужин предпринимались попытки удалить потускневшую оболочку посредством шлифовки ее алмазом или другим истирающим материалом. Эта операция называлась алмажением. Она весьма трудоемка, и приводит к желаемому результату лишь в том случае, если изменение структуры жемчуга не зашло слишком далеко.
Взято на FTP http://kartoved.ru

Старинные рецепты химического окрашивания металлов

При реставрации своих находок каждый кладоискатель рано или поздно сталкивается с необходимостю придать найденным раритетам приличный вид. Неважно, делается это для последующей реализации, либо для помещения в собственную коллекцию, но ведь всегда приятно, когда найденная с такими трудами вещь радует глаз своим безупречным внешним видом. Таких возможностей, какие имеют музейные реставрационные мастерские мы, к сожалению не имеем, поэтому постараемся справиться с этой проблемой собственными силами, при помощи легкодоступных подручных средств. На этой странице мы хотим поделиться некоторыми "дедовскими" рецептами химического окрашивания черных и цветных металлов, собранными из различных старинных технических журналов.

Придание железу каштаново-бурого цвета
Наливают 16 капель азотной кислоты в фарфоровый сосуд, нагревают последний, прибавляют 32 капли сурьмяного масла, затем 16 капель оливкового и кипятят до полного соединения масла с остальными веществами. Подогретые и предварительно очищенные железные предметы покрываются этой протравой, оставляются на 12 часов, обтираются щеткою, снова подогреваются, покрываются протравою и снова протравляются еще раз 12 часов.
(«Иллюстрированный технический обзор», № 2/1884)

Окрашивание цинковых поверхностей
Совершенно чистый и не содержащий свинца металл натирается песком и соляною кислотою, промывается, высушивается пропускною бумагою и затем погружается в раствор, состоящий из 3 частей виннокаменно-медной соли, 4 частей едкого натра и 48 частей дистиллированной воды при температуре около 10°C. Смотря по продолжительности погружения, окрашивание различно: так, например, в две минуты происходит фиолетовое, в три — темно-синее, в четыре с половиной — золотисто-желтое и в восемь с половиной — пурпурово-красное. По достижении желаемого оттенка хорошо промывают цинк водою и для лучшего сохранения покрывают лаком.
(«Иллюстрированный технический обзор», № 22/1884)

Чернение меди
Приготовляют насыщенный раствор сернокислой меди и прибавляют к нему столько нашатырного спирта, чтобы смесь приняла прекрасный яркий прозрачный синий цвет. Обрабатываемая вещь опускается в этот раствор на несколько минут, затем вынимается и слегка нагревается, пока не почернеет. Более прочное чернение получается, если медную вещь погрузить в насыщенный раствор металлической меди в азотной кислоте и затем слегка нагреть. Иначе: приготовляют насыщенный раствор сернокислой меди и прибавляют столько углекислой соды, чтобы образовался осадок углекислой меди. Жидкость с этого осадка сливают, самый осадок промывают и растворяют в нашатырном спирте. В остальном поступают, как в первом рецепте чернения меди. Для чернения медная вещь может быть также опущена в раствор хлорного железа (одна часть по весу на одну часть воды).
(«Журнал новейших открытий и изобретений», № 10/1899)

Окрашивание латуни в черный цвет
Смешивают вместе 180 граммов углекислой окиси меди, 400 граммов нашатырного спирта и 400 граммов воды. В эту смесь погружают предварительно очищенные латунные предметы, почаще быстро вынимают их для наблюдения, затем ополаскивают водою и высушивают в опилках; такой процесс повторяется еще два раза. В заключение слабо натирают небольшим количеством льняного масла.
(«Иллюстрированный технический обзор», № 23/1882)

Окрашивание латуни в синий цвет
В одной чашке растворяют в полуведре дистиллированной воды 600 граммов серноватисто-натровой соли, а в другом немного большем таком же сосуде — 200 граммов свинцового сахара также в полуведре воды. Первый раствор смешивают со вторым и нагревают смесь до 94-96°C. После этого кладут в нее чисто отполированные предметы и равномерно нагревают в песчаной бане в течение 4 минут. При достижении желаемого оттенка вынимают предметы и тщательно прополаскивают водою. Другой способ, в особенности пригодный для тонких предметов, состоит в погружении в раствор 50 частей хлорного железа и 50 частей желтой кровяной соли, после чего предметы покрываются бесцветным лаком.
(«Иллюстрированный технический обзор», № 23/1884)

Окрашивание латуни в разные цвета
Бурый цвет получается погружением латунных предметов в раствор хлорного железа после предварительного протравливания в разведенной серной кислоте, очищения песком и водою и высушивания. Крепость раствора определяет оттенок. Фиолетовый достигается погружением в раствор хлорной сурьмы; шоколадно-бурый — обжиганием металла с влажною красною окисью железа и последующей полировкою небольшим количеством свинцового блеска.
(«Иллюстрированный технический обзор», № 10/1884)

Гладко выточенные или отполированные латунные вещи можно покрывать великолепным золотисто-желтым, оранжевым или карминово-красным слоем окиси, опуская их в смесь из 5 частей едкого натра, 50 частей воды и 10 частей влажной углемедной соли (углекислой окиси меди). Оттенки появляются в несколько минут, и весьма легко наблюдать за их развитием. При появлении желаемого тона вынимают латунную вещь, промывают хорошенько водою и высушивают в мелких опилках.
(«Иллюстрированный технический обзор», № 21/1882)

Латунным предметам можно придать золотисто-желтый цвет посредством жидкости, которая приготовляется кипячением в продолжение 15 минут 4 частей едкого натра и 4 частей молочного сахара со 100 частями воды и прибавлением 4 частей концентрированного раствора медного купороса при непрерывном размешивании. Полученную жидкость охлаждают и кладут в нее предварительно очищенные предметы, принимающие вследствие этого золотистый цвет. При более продолжительном лежании в таком растворе предметы принимают сначала голубоватый, а потом радужный цвет.
(«Иллюстрированный технический обзор», № 14/1884)
СОВРЕМЕННЫЕ НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ В ПРИВОДИМЫХ РЕЦЕПТАХ
Сурьмяное масло Треххлористая сурьма
Серноватисто-натровая соль Серноватистокислый натрий
Свинцовый сахар Уксуснокислый свинец
Углекислая окись меди (углемедная соль) Основной карбонат меди
Молочный сахар Лактоза
Уксусномедная соль (ярь-медянка) Основная уксуснокислая медь
Винно-каменно-медная соль Медное производное виннокаменной кислоты
Взято на FTP http://kartoved.ru

Чистка древних монет из нумизматических коллекций

Цель настоящего сообщения — познакомить интересующихся читателей с наиболее простыми и безопасными способами чистки монет, которые автор может рекомендовать на основе своего многолетнего опыта работы по реставрации археологического металла в Государственном Эрмитаже.

Расчистка монет — один из ответственных видов реставрации, она имеет важное значение для их изучения, датировки, определения и хранения.
Древние монеты из серебряных и медных сплавов, обнаруженные в кладах или в иных археологических раскопках, чаще всего поступают в реставрационную мастерскую сильно коррозированными, а подчас и полностью минерализованными. Под действием воды и солей медь разрушается в почве с образованием зеленых карбонатов и хлоридов, красной закиси меди и черной окиси. В коррозионных слоях на бронзовых монетах встречаются соединения олова и свинца. Монеты из сплава серебра с медью часто покрыты продуктами коррозии меди. Иногда серебро под действием хлористых солей превращается в серофиолетовый хлорид — роговое серебро. На воздухе медные сплавы темнеют от окисления, а серебро — в результате образования сульфида.
Реставратор должен с большой осторожностью относиться к восстановлению нумизматических памятников. В частности, надо сделать правильный выбор реактива, необходимого для очистки от коррозии, так как реактив, удачно примененный для одних монет, может оказаться непригодным для других, т. е. приведет к их уничтожению или к серьезным искажениям их вида. Желательно добиваться и сохранения «благородной патины» — своеобразного аттестата древности предметов.
Приступая к чистке монет, следует прежде всего выяснить: из какого металла они сделаны, имеется ли в них металлическое ядро, в какой мере оно сохранилось, какими солями покрыты монеты.
Важно, например, в коррозионных корках на медных монетах определить присутствие хлористой меди, которая во влажных атмосферных условиях вызывает активный коррозионный процесс — «бронзовую болезнь».
Для выявления хлористой меди используют увлажнительную камеру простого устройства: стеклянный сосуд заполняется водой примерно на 1/3 объема; над водой помещается перфорированная (дырчатая) пластина из пластмассы, оргстекла или фарфора, на которую кладут монеты, имеющие коррозионный слой. Сосуд плотно закрывается крышкой. В таком состоянии его оставляют на 1-3 дня.
Действие увлажнительной камеры сводится к ускорению процессов, происходящих под влиянием влажности воздуха, что помогает выявить очаги активной коррозии и даст возможность избрать более успешные способы чистки.
Кроме того, нахождение монет в камере способствует разрыхлению поверхностного слоя окислов, облегчая дальнейшие операции по очистке. Если в коррозионном слое имеется хлористая медь, то на поверхности монет обязательно появляются капельки жидкости, бесцветной или слегка зеленоватой. В противном случае капельки не выступают: углекислая медь, закись и окись меди во влажных условиях устойчивы (заметим, что роговое серебро на серебряных монетах также устойчиво). При обнаружении хлористой меди ее необходимо удалить из самых глубоких пор и весьма основательно.
Часто в археологических раскопках монеты находят «скипевшимися», т. е. образующими благодаря соединяющим их окислам бесформенную массу. Не рекомендуем разъединять такие монеты путем накаливания и опускания в холодную воду. Во избежание утрат следует разместить такой «ком» в 5-10%-ный раствор едкого натра и подогреть до 30-50°C. После этого монеты можно отделить друг от друга, определить состояние каждой из них и приступить к чистке.
Основными способами расчистки монет являются механический, химический и электрохимический. При реставрации практикуется чаще всего сочетание механического способа с другими.
Механическая обработка заключается в удалении поверхностных наслоений: земли, песка и отдельных бугорков коррозии. Она производится с помощью различных щеточек (щетинной, латунной и из стеклянного волокна), скальпелей и зубоврачебных боров различных размеров. Но применять упомянутые инструменты необходимо с большой осторожностью. При неумелом и грубом использовании их легко нанести царапины, которые в какой-то мере исказят надпись, изображения и т. п. Химическим способом, в сочетании с механическим, очищаются монеты, покрытые толстым слоем продуктов коррозии, но сохранившие металлическую основу, а также монеты из золота и серебра.
Чтобы удалить с медных монет вишнево-красный налет закиси меди, следует опустить монеты в 5-15%-ный раствор аммиака, но так, чтобы они полностью погрузились в раствор, ибо в соприкосновении с воздухом действие аммиака на металл оказывается разрушительным. Вместо аммиака можно с успехом использовать 5-10%-ный раствор углекислого аммония, который менее агрессивен по отношению к меди и бронзе. Если медные монеты покрыты солями, состоящими из углекислой меди (темно-зеленый цвет), эти наслоения следует удалять 5-10%-ным раствором лимонной кислоты. Она медленно растворяет соли и окислы меди и не растворяет металлическую медь.
Встречаются также медные монеты, покрытые желтовато-бледным налетом углекислого свинца. Это говорит о том, что либо в сплаве самих монет много свинца, либо они лежали в земле со свинцовыми предметами. Для удаления такого налета следует применить 10%-ный раствор уксусной кислоты, легко растворяющей углекислый свинец.
В качестве «размягчителя» коррозионных наслоений на медных монетах может служить гексаметафосфат натрия (Г.М.Ф.Н.). Это стекловидная, хорошо растворимая соль. Растворение ее нужно вести при непрерывном помешивании, так как стекловидная масса прилипает ко дну сосуда. Г.М.Ф.Н. применяется в виде 5-20%-ного раствора. В холодном состоянии он действует медленно. Чтобы ускорить процесс, необходимо нагревать раствор до 60-80°C.
Г.М.Ф.И. абсолютно безопасен для металла и благодаря медленному действию позволяет легко прослеживать ход очистки и своевременно использовать механическую обработку.
Реставратору часто приходится иметь дело с монетами, полностью минерализованными, которые не всегда удается не только раскрыть, но и сохранить. Успех обработки в большой степени зависит от того, какие соединения меди заменили металл в результате сложных процессов минерализации. Сначала следует осторожно, без физического напряжения, удалить поверхностные наслоения. Если таким образом удается выявить тот или иной орнамент, надпись и т. п., то этим следует ограничиться. Если механическая обработка не «раскрыла» монету, применяют 5%-ный раствор едкого натра или углекислого аммония.
Учитывая, что степень сохранности монет, поступающих на реставрацию, различна, трудно дать определенные рекомендации относительно времени их пребывания в том или другом реактиве. Поэтому периодически вынимая монеты из раствора, следует постепенно снимать механическим способом размягченные слои, способствуя этим ускорению процесса расчистки.
Очистка серебряных монет производится преимущественно химическим способом. Такая очистка сводится к удалению с поверхности окислов и солей других металлов, главным образом, медных соединений. Медные соединения на серебряных монетах узнают по зеленому цвету. Для их удаления надо положить монету в стеклянный сосуд или в фарфоровую выпаривательную чашку и залить 5%-ным раствором серной кислоты. Для ускорения процесса можно вести очистку с подогревом раствора, время от времени вынимая монету, промывая водой (лучше проточной), затем счищая механически размягченные соли щеточками — щетинными или из стеклянного волокна. При неоднократных операциях такого рода наслоения постепенно уменьшаются и вовсе исчезают. Можно применять также 5-10%-ный раствор муравьиной кислоты (лучше с подогревом до 50-70°C). Он хорошо размягчает и снимает окислы и углекислые соединения меди на серебре. Чем горячее раствор, тем сильнее его действие. Образования фиолетово-серого рогового серебра отличаются исключительной мягкостью. У таких монет часто отсутствует металлическое ядро, и при очистке не исключена возможность полной их утраты. Но если корка рогового серебра не слишком толстая, монету можно погрузить в 5-10%-иый раствор аммиака или хлористого аммония. В этих растворах роговое серебро размягчается, после чего осторожно удаляется механическим способом.
К монетам, сохранившим металлическое ядро, но имеющим очень плотные, твердые, «толстые» окислы, а также к хрупким монетам можно применить метод электрохимического восстановления. Этот метод не требует специальной аппаратуры. Для электрохимических процессов обычно употребляется цинк и алюминий. Практика показала, что для очистки монет лучше всего применять пластинки из листового цинка или алюминия, с пробитыми в них отверстиями (как у терки). В качестве электролита берется едкий натр или муравьиная кислота 5-10%-ной концентрации. На дно стеклянного сосуда (в нем хорошо заметен процесс восстановления) кладется упомянутая цинковая либо алюминиевая пластина. На «терчатую» поверхность пластины раскладываются одна к другой несколько монет, которые накрываются «терчатой» поверхностью другой такой же пластины. После этого сосуд заполняется приготовленным раствором так, чтобы монеты с пластинами были полностыо скрыты.
Обработка указанным способом должна проводиться особенно тщательно и осторожно, с частым контролем за ходом процесса. Механическн снимая восстановленные и размягченные продукты коррозии, осматривают монету в лупу для выяснения степени ее расчистки. После осмотра, если это необходимо для более четкого выявления изображения, она вновь подвергается электрохимической обработке.
Заметим, что золотые и «новые» монеты, не побывавшие в земле, а лишь находившиеся долгое время в обращении, чистятся легко и быстро. С них необходимо удалить жировые вещества ацетоном, бензином или спиртом и опустить в 5-10%-ный раствор серной, лимонной или муравьиной кислоты.
После очистки монет тем или иным способом следует производить тщательную промывку («вываривание») их в нескольких сменах кипящей дистиллированной воды до нейтральной реакции воды по унивесальному индикатору и полного удаления растворимых хлоридов: охлажденная проба последней промывной воды не должна мутнеть от введения капли 1,7%-ного раствора азотнокислого серебра.
Вслед за промывкой производится просушка монет в ацетоне, затем в спирте в течение 30-60 минут. С этой целью можно использовать также термостат (специальный сушильный шкаф), выдерживая в нем монеты не более двух часов при температуре не выше 100°С.
Медные монеты, имевшие признаки бронзовой болезни, после очистки вновь помещаются в увлажнительную камеру. Если в отдельных местах появляются капли хлористой меди, эти очаги тщательно вычищаются механически, и монеты повторно «вывариваются».
Если медные монеты после очистки имеют неприятный блеск, можно искусственно создать патину от светлого до темно-коричневого цвета. Для этого надо на один литр дистиллированной воды взять 50 г медного купороса и 5 г марганцовокислого калия. В приготовленный раствор, нагретый до 70-80°C, опустить монеты и держать до получения желаемого оттенка.
После просушки монеты необходимо законсервировать защитным покрытием — парафином либо синтетическими смолами. Для этого можно рекомендовать 5%-ные растворы полибутилметакрилата в ацетоне, толуоле или ксилоле и поливинилбутираля в спирте или смеси спирта с бензолом (1:1).
После консервации необходимо хранить монеты не в «кучках», а в отдельных коробочках или лотках, имеющих отсеки. В таком виде они не будут соприкасаться и лучше сохранят защитное покрытие. Кроме того, при осмотре реставрированных монет будет легче выявить те из них, на которых вновь появились очаги коррозии.
Дополнительные сведения о реставрации металла можно найти в книгах М. В. Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций». (М., 1947) и X. Д. Плендерписа «Консервация древностей и произведений искусства». (Сообщения ВЦНИЛКР, М., 1964, № 10-11).

О. В. Васильева (Из книги «Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики», Ленинград, 1977)

Взято на FTP http://kartoved.ru

Чистка, реставрация и консервация находок из металла

Каждый кладоискатель, как правило, сталкивается с массой проблем, когда ему в процессе поисков попадаются находки не совсем идеальной сохранности. Естественный порыв — хочется побыстрее привести найденные с немалыми трудами монету, медаль или орден в первозданное состояние, чтобы и глазу было приятно, а главное — продлить жизнь историческому памятнику.
Нумизматический материал самый стойкий, неподдающийся разрушению и уничтожению документ истории; но все же время безжалостно и к металлу. Разнообразные «болезни» нападают на монеты и ордена. Когда приступаешь к «врачеванию» заболевания, надо всегда помнить девиз: «Не навреди!».
Самой распространенной проблемой является чистка меди. Под воздействием влажной атмосферы, солевых и сернокислых соединений в воздухе и в земле, медь разрушается с образованием хлоридов, зеленых карбонатов, черной окиси и красной закиси меди, медные сплавы темнеют от окисления.
В коррозионных слоях на бронзовых вещах встречаются соединения олова и свинца. Монеты из сплава серебра с медью покрыты продуктами коррозии меди. Иногда серебро под воздействием сернокислых соединений и хлористых солей превращается в серо-фиолетовый хлорид — роговое серебро.
Необходимо с большой осторожностью относиться к чистке и восстановлению нумизматических памятников. В первую очередь, правильно подобранный химический реактив, необходимый для снятия коррозии, даст вам гарантию всего дальнейшего процесса реставрации. Так, удачно подобранный реактив в одних случаях, может оказаться совсем непригодным для других вещей и может привести к их уничтожению или к серьезным искажениям их вида.
Вторая задача — выявить из какого металла они сделаны и в какой мере процесс коррозии затронул сам металл, т. е. насколько глубоко зашел процесс распада.
Предварительная подготовка к реставрации, как уже видно, требует привлечения работы химических и физических лабораторий для выяснения двух первых задач, что, естественно, не всегда возможно. Поэтому, в данной статье приведутся наиболее простейшие советы, доступные в наше время практически всем.
Основным способом чистки монет является сочетание механического и химического.
Механическая обработка производится с помощью различных щеток (щетинной, латунной или из стеклянного волокна), обыкновенных иголок (швейных и медицинских), скальпелей и зубоврачебных инструментов. Применять их нужно с необыкновенной осторожностью и ловкостью рук. При неумелом и грубом использовании этого метода легко можно нанести царапины, которые исказят надписи, изображения и т. п. или можно просто сломать вещь.
Медные монеты перед механической обработкой должны пройти путь химической обработки. Для этого лучше всего применять 5% раствор едкого натра или 5-10% раствор углекислого аммония, которые мягко растворяют и размягчают соли и окислы меди и не растворяют металлическую медь. Для этого монеты полностью погружаютя в раствор и находятся в нем не менее 24-48 часов. Затем монеты надо промыть и произвести механическую обработку лучше всего латунной щеткой. В зависимости от того, в какой мере удалось удалить продукцию коррозии, можно проделать этот процесс еще раз.
Учитывая, что степени сохранности монет очень раэличны, трудно дать определенные рекомендации относительно времени их пребывания в том или ином реактиве. Поэтому периодически вынимая монеты из раствора, надо постепенно снимать механическим способом размягченные слои.
После того, как увидим, что поверхность монеты избавилась от вишнево-красного налета закиси меди, желтовато-бледного налета углекислого свинца или от яркой зелени хлористой меди, надо приступить к следующему этапу, так называемому «вывариванию». Монеты необходимо тщательно промыть в нескольких сменах кипящей (желательно дистилированной) воды до нейтральной реакции воды. В большистве случаев лучше прокипятить их в нескольких водах.
Вслед за промывкой надо произвести просушку монет поместив их в ацетон, а затем в спирт не менее чем на 30-60 минут. Так же можно применять для этой цели специальный шкаф (термостат), выдерживая в нем монеты не более двух часов, при температуре не выше 100°С.
Особо хочется обратить внимание на медные монеты, имевшие зелень хлористой меди. После чистки их надо помещать в увлажнительную камеру. Если в отдельных местах появляются точки хлористой меди, эти очаги тщательно вычищаются механически (иголками, зубоврачебными инструментами) и монеты повторно «вывариваются».
После окончательной просушки на монетах лучше создать защитный слой. Для этого монеты покрываются либо специальным лаком, либо парафином или синтетическими смолами.
Очистка серебряных монет производится преимущественно химическим способом. Для снятия окислов серебра лучше всего применять 5-10% раствор муравьиной кислоты, который хорошо размягчает и снимает не только окислы, но и углекислые соединения меди на серебре.
Серебряные монеты кладутся в раствор муравьиной кислоты в стеклянную посуду и на глазах будет происходить процесс их очистки. Для ускорения процесса можно вести очистку с подогревом раствора, время от времени вынимая монету, промывая проточной водой, затем счищая механически размягченные соли щеточками — щетинными или из стекловолокна.
После очистки серебряных монет надо применить метод промывки и просушки аналогичный методу с медными монетами.
Самый простой метод чистки применяется к золотым и платиновым монетам, который сводится в основном к профилактической чистке, т.е. к удалению жировых веществ и грязи, которые образовались в результате долгого пребывания в земле. Удаляются жировые вещества с помощью медицинской ваты, смоченной ацетоном или спиртом.

Взято на FTP http://kartoved.ru

Купить металлоискатель Garrett ace 250 Professional (Deluxe) за 15 500 руб. + доставка в подарок!


Copyright © 2006 - 2011 Yuriy_VA ace250{@}yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz